23.05.2015
«В мировом рейтинге свободы прессы Россия занимает 152 место, - так начал свое выступление Дмитрий Колезев, заместитель шеф-редактора Znak.com. – Но что мешает нам оказаться в числе первых 10 стран?». Казалось бы, во всем виноваты Роскомнадзор и законодательство. Но нет, они тут ни при чем. Проблемы, скорее, носят политический и экономический характер. 
 
 
 
В ходе выступления Дмитрий рассказал несколько основных причин «несвободы» медиа сегодня:
 
1. Все крупные СМИ находятся в одни руках.
Все крупнейшие медиахолдинги находятся в частных руках. Эти бизнес-проекты приближены к государству, владельцы каналов делают то, что хочет правительство.
 
2. Мы с вами.
Примерно 85 % из нас - это люди, которым лень искать информацию. Вот самая главная беда. «Вы включаете первый канал, а там говорят, что у хохлов все плохо, на втором - что у них все ужасно, на третьем – все совсем плохо. И нет проблемы в том, чтобы открыть Интернет, зайти на любой сайт и прочитать, как там все на самом деле. Все потому, что людям лень искать информацию, и если ее не преподносят на блюдечке, то они ничего не будут делать», - говорит Дмитрий Колезев.
 
3. Принцип «Друзьям - все, врагам - закон».
Окологосударственным СМИ сегодня позволено все, а если издание оппозиционное, то к нему закон будет применен в самой жесткой форме.
 
4. Ленивые журналисты.
Им лень искать информацию, придумывать темы. Что говорит власть, то нам и интересно. 95% тем в СМИ нам навязаны властью. Даже оппозиционные издания говорят о том, что сделал президент, только в негативном ключе. И никто не пытается искать более важные вещи, другие темы.
 
Да, все плохо, но, как отмечает Дмитрий, надежды есть. Он выделил несколько «путей спасения»:
 
1. Персональная журналистика.
«Человек может «выращивать» из себя бренд, а потом этим  пользоваться, - говорит Колезев. – Например, Олег Кашин, который проработал во многих изданиях различных уровней. А теперь он живет в Швейцарии, создал свой собственный сайт, на который я, кстати, сам частенько захожу».
 
2. Оппозиционные блогеры.
«Многие знают Навального. Если исключить его связь с политикой, то он, наверное, самый крутой журналист в России. Он находит крутые истории, интересно и увлекательно их рассказывает. Но нужно помнить, что он, прежде всего, политик, а значит, представляет только одну точку зрения».
 
3. Независимые рекламщики и бренды.
 У нас сегодня есть огромное количество небольших компаний и людей в рекламной сфере, которые не боятся финансировать независимые СМИ. 
 
4. Эксперимент Милгрэма.
«Этот эксперимент проводился в 70-х годах. Суть в том, что берут человека, усаживают в комнате, надев на него электроды, а другому человеку дают в руки пульт, которым можно регулировать силу подачи тока. И вот его просят подачу тока увеличить все больше и больше, а другой - кричит, мучается. И ведь люди доходили до больших величин. А потом оказывалось, что это ненастоящие электроды, а человек – актер. Так и в медиа: если есть хоть одно СМИ, хотя бы один голос, который говорит другое, не то, что остальные, то люди задумаются и, возможно, уже не будут делать такие вещи, которые приводят к ужасным последствиям для всей страны», - рассказывает Дмитрий Колезев.
 
Текст: Демехина Ирина
Фото: Антон Сметанин
Партнер: NL International